Ростовская обл., г.Пролетарск, ул.Первомайская №66 |
|
|||||||
Экологический утренник для учащихся 1 – 4 классов "День птиц" Цели:
Орг.момент –Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в школе праздник, на котором
присутствуют все ученики начальной школы, ваши учителя и гости:
директор школы – Шмелева Нина Степановна, наш библиотекарь – Людмила Антоновна, завуч по ВР – Наталья Владимировна, психолог – Людмила Юрьевна и еще один замечательный человек – хранительница истории нашего города, директор музея трудовой и боевой славы г. Пролетарска – Шило Валентина Харитоновна, а также ваши родители.
Когда ты идешь по тропинке лесной Вопросы тебя обгоняют гурьбой Одно «почему» меж деревьями мчится Летит по пятам за неведомой птицей. 2 чт. Другое пчелою забралось в цветок А третье лягушкою скок в ручеек Пойдемте, друзья, по тропинкам кругом Ответы искать под зеленым шатром. - А искать чудеса и ответы на них мы будем сегодня в замечательной стране. Дайте правильный ответ на первую загадку, и вы узнаете, что это за страна. Снится ночью пауку чудо – юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица) - Правильно ребята, сегодня мы в гостях у наших пернатых друзей – в стране птиц! Много интересного мы узнаем на нашем празднике о названиях птиц, об их пользе и охране. 3 чт: Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле, в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. 4 чт. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц. - Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Наши ребята подготовились к этому дню очень тщательно: сделали домики, кормушки, и будут их развешивать для привлечения птиц, выпустили газеты, плакаты, приготовили рисунки, поделки, и узнали много интересного о наших птицах. - Но кто же такие птицы? 5 чт. Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. 6 чт. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. 7 чт. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов огородов от вредных насекомых: короедов, листогрызов, плодожорок, грызунов. - Ребята, а как называются птицы, которые остаются зимовать рядом с нами и некуда не улетают? (зимующие) - Назовите, каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, сороки, вороны, синицы…) - А как называются птицы, которые улетают в теплые края? ( перелетные) - Назовите этих птиц.(скворцы, жаворонки, грачи, лебеди, ласточки…) - А кто же прилетает из теплых краев первым? Кто это, если он …. 8чт: Всех перелетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад- вперед по пашне вскачь И зовется птица - …(грач) 9чт. Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строить гнезда. 10 чт. Где и из чего грачи строят свои гнезда? Во- первых, очень высоко, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Так они меняются, иначе гнездо займет другая пара птиц. 1 чт. - А это, что за птица? На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его ….(скворец) - А ребята из 1 «А» класса познакомят нас с этой птицей. Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева «Скворец». (у всех участников на голове шапочки с изображением скворца) Скворец: Скворец – заботливый отец, Но чем унять скворчат? Лишь выйдет из дому скворец, Опять они кричат. 1 скворушка: Хочу букашку! 2 скворушка: Червячка! 3 скворушка: Хочу комарика! 4 скворушка: Жука! 5 скворушка: А мне бы до обеда хотя бы короеда! Скворец: Скворец – заботливый отец, И все, что есть в меню, Из рощи в дом несет скворец И кормит ребятню! (скворец раздает картинки с перечисленными насекомыми) - Правда скворцы очень заботливые родители? Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. Скворец еще и пересмешник, с поразительной схожестью он умеет передать все, что услышит в дальних своих странствиях. В концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса. 2 чт. - А это кто? Спереди - шильце, сзади – вильце, сверху – синее суконце, снизу – белое полотенце. ( ласточка) 3чт. Ласточки прилетают в середине мая. Их легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. По полету ласточки можно определить погоду. Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал – его много: грязь, глина, а склеивается все слюной птицы. - А задумывались ли вы над тем, птиц называют по – разному, откуда взялись их имена? Ребята из 3 «Б» класса сейчас расскажут нам о некоторых из них. Птичьи портреты: - Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке, недалеко от вашего дома, надо знать. - Шумят, галдят с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся….. (звучит запись на компьютере «Птичьих голоса») Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают и образовались названия многих птиц. «Синь – Синь!» - посвистывает синица. «Чи – чи – чи» - вторит ей чиж. «Гра – гра!» - представляется грач. «Сквор – сквор» - поют скворцы. - Сойка или горихвостка – эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой. - Зяблик. Почему называется так птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. Зато, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом. - Клест. Название птицы произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как –будто сдавлен, сжат. - Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова. - Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от слова «чапати», то есть медленно передвигаться. Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап – чап! Чап – чап! Но ведь птицу то назвали цапля, а не чапля? Дело в том что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. Физминутка - Ребята, кто знает, а как цапли добывают себе пищу, как охотятся? (ответы детей) - Давайте все встанем, немножко отдохнем. Представьте себя маленькими цаплями, стоим неподвижно, подняв одну ножку, держим равновесие, ни за что не держимся, и пока Вика читает стих про цаплю, попробуйте устоять и не упасть. Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать, И не падать, не качаться, За соседа не держаться. - Молодцы! А теперь поменяли ножку и снова стоим….(стихотворение читается 2-ой раз) - Ну вот, теперь вы сами убедились, как птицам трудно добывать себе пищу в природе. - Куда это птицы улетают каждую осень? – издавна спрашивал себя человек. 1 чт. В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. В 18 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают…. на Луну. Добираются будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому, что не находят еды. 2 чт. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие, путешествуют, пристроившись на спинах больших. 3 чт. Сейчас известно: как ни далек, ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда летят птицы? 4 чт. Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и многие другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго – запад во Францию. А некоторые утки, кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров! Все это мы можем узнать от ученых, исследующих жизнь пернатых. -А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (ответы детей) - Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Кроссворд: 1. Унее глаза большие, Хищный клюв - всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (сова) 2.Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет прямо – полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (жаворонок) 3. Окраска – сероватая, повадка – вороватая. Крикунья хрипловатая – известная персона. Это…..ворона. 4. Спинка – зеленоватая, Животиком желтоватая, Черненькая шапочка И полоска галстучка. (синица) 5. Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистый, Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест) 6. Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (скворец) 7. Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончил лов, забрал улов, Поднялся в высь - и был таков. (пеликан) 8. Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет Он поет, поет, поет. (соловей) 9.Сероспинный, красногрудый, В зимних рощах обитает, Не боится он простуды, С первым снегом прилетает. (снегирь) 10.Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома Длинонногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками, к болоту. (аист) 11. Он в своей лесной палатке Носит пестренький халатик. Он деревья лечит, Постучит – и легче. (дятел) - Вот и узнали мы, как называется наука, изучающая жизнь птиц. - Давайте прочтем все вместе – орнитология! Игра: - Молодцы, многих птиц вы знаете, а вот знаете ли вы, как они разговаривают? -Сейчас мы это проверим. Гуси крякают Соловьи кричат Журавли гогочут Утки свистят Вороны ухают Ласточки воркуют Голуби каркают Синицы щебечут Совы пищат(стрелками соединяем подходящие слова) Просьба пернатых: - А сейчас, разговор и просьбу пернатых друзей расскажут нам ребята из 4 класса. Стихотворение З.Александровой. Пусть птицы нам поют без нот, Пускай поют без слов, Я знаю все, о чем поют Щегол и реполов. Поют на ветке соловей, Малиновка и дрозд: Ты гнезда разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд! Ты в наши гнезда не смотри, Не становись на пни, Яичек теплых не бери – Зачем тебе они? Через неделю или две Зайди, послушай в сад - Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат. Чтоб накормить своих птенцов, Набить едою рот, Найдут синицы червяков, Ползущих в огород. Повсюду птицы полетят – Они и там и тут. Всех гусениц, что портят сад, А яблонях найдут. От кровожадных комаров Покоя летом нет. Их пеночка и реполов Поймают на обед. И мы не будем разорять! – Вот слово всех ребят. Пусть птичьи песенки опять В саду у нас звенят. - А вот и песенка звучит, в которой мы обещаем нашим пернатым друзьям, не обижать их, а беречь и защищать. Все ребята исполняют песню «У дороги чибис», а учащиеся 4 класса ее инсценируют. Итог праздника: - Наш праздник подходит к концу и хочется спросить у ребят, что интересного вы узнали о птицах? - Что запомнили? Слово представляется самым маленьким ученикам нашей школы – первоклассникам. -Мы много интересного узнали сегодня на нашем празднике, и хотим обратиться ко всем ребятам нашей школы: Я узнал, что у меня есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле – каждый колосок, Звери, птицы, и жуки Муравьи и мотыльки… Все, что рядышком со мною, - Это все мое родное! Как же мне в краю родном не заботиться о нем! - Наблюдайте за пернатыми друзьями! - Слушайте их, помогайте им! - Птицы приносят огромную пользу! - Радуют всех своими голосами! - Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц! - Ребята, совсем скоро ласковое солнышко согреет землю, не за горами летние каникулы. Окружающая природа позовет нас на экскурсии, в походы…А как мы должны вести себя на природе, какие правила должны соблюдать, расскажут нам ученики 3 «А» класса. Итак, им предоставляем слово: 1 уч. – Ребята, Прислушивайтесь к голосам птиц и умейте их различать! 2 уч. – Ребята, смотрите в небо, и вы увидите, как красивы птицы в полете! 3 уч. – Ребята, пожалуйста, не ломайте ветви деревьев и кустарников! 4 уч. – Ребята, не рвите в поле и на лугу цветов, пусть цветы радуют нас! Помните! Можно составить букет из цветов, которые выращены человеком! 5 уч. – Ребята, не оставляйте мусор на лужайке или у речки! Не оставляйте, непогашенных костров, все это грозит большой бедой для природы! 6 уч. – Если мы хотим услышать пение птиц, то не нужно кричать. 7 уч. – Ребята, если вы увидите на дереве птицу, не прогоняйте ее! 8 уч. – Если вы увидите в походе, лежащего на земле птенца, не трогайте его, лучше обойдите стороной! 9 уч. – Ребята, никогда не берите в лес собаку, она может найти кладку и разрушить ее. 10 уч.- Пожалуйста, ребята, не загрязняйте воду! Пусть наша река Маныч и все реки на Земле остаются чистыми. 11 уч.- Ребята, берегите все живое на Земле! 12 уч.- Ребята, пусть страницы «Красной книги» становятся все меньше и меньше! Исполнение песни учащимися 3 «А» класса - «Радуга» >Акция «Скворечник» Ученики 2 «А» и 3 «А» классов приняли самое активное участие в акции «Скворечник», посмотрите сколько прекрасных домиков они сделали с родителями для наших пернатых друзей. И сейчас, с каждого класса пойдут представители начальной школы, чтобы развесить скворечники в парке нашей школы и в парке «Дружбы». Пусть птицы прилетают к нам и радуют нас своими веселыми песнями. |