школа
Ростовская обл., г.Пролетарск, ул.Первомайская №66
Главная О нас Воспитательная работа Здоровьесбережение Проекты Классные странички Творческая мастерская учителей

Экологический утренник для учащихся 1 – 4 классов "День птиц"

Цели:
Образовательная: познакомить с разнообразием пернатых, дать представление о разновидностях птиц, о происхождении названий некоторых птиц, расширить кругозор учащихся
Развивающая: развивать научно – познавательное, эмоционально – нравственное, практически – деятельностное отношение детей к природе, развивать речь учащихся, формировать представление о птицах как части живой природы
Воспитательная: прививать любовь и бережное отношение к родной природе, закрепить убеждение учащихся о необходимости природоохранной деятельности человека, воспитывать экологическую грамотность
Используемые технологии:

  • Практические: икт, агитационные плакаты, газеты, фотографии, рисунки с изображением птиц, голоса пернатых выставка детских работ: поделок из природного материала, рисунков
  • Познавательной активности: игры, кроссворды, загадки, песни
  • Словесные: рассказ, монтаж, беседа
  • Здоровьесберегающие: физминутки.
  • Орг.момент –Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в школе праздник, на котором присутствуют все ученики начальной школы, ваши учителя и гости: директор школы – Шмелева Нина Степановна, наш библиотекарь – Людмила Антоновна, завуч по ВР – Наталья Владимировна, психолог – Людмила Юрьевна и еще один замечательный человек – хранительница истории нашего города, директор музея трудовой и боевой славы г. Пролетарска – Шило Валентина Харитоновна, а также ваши родители.
    Ход праздника – Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами. Даже взрослые – и те, встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята, что ни шаг, то для вас новое чудо!
    1 чт:

       Когда ты идешь по тропинке лесной 
                           Вопросы тебя обгоняют гурьбой
                           Одно «почему» меж деревьями мчится
                           Летит по пятам за неведомой птицей.
    2 чт.	Другое пчелою забралось в цветок
            А третье лягушкою скок в ручеек
            Пойдемте, друзья, по тропинкам кругом
    	Ответы искать под зеленым шатром.
    
    - А искать чудеса и ответы на них мы будем сегодня в замечательной стране. Дайте
      правильный ответ на первую загадку, и вы узнаете, что это за страна.
    
    	Снится ночью пауку чудо – юдо на суку:
    	Длинный клюв и два крыла 
    	Прилетит – плохи дела.
    	А кого паук боится? Угадали?
    	Это…(птица)

    - Правильно ребята, сегодня мы в гостях у наших пернатых друзей – в стране птиц! Много интересного мы узнаем на нашем празднике о названиях птиц, об их пользе и охране.
    3 чт: Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле, в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
    4 чт. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук. До сих пор работают ученые над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.
    - Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Наши ребята подготовились к этому дню очень тщательно: сделали домики, кормушки, и будут их развешивать для привлечения птиц, выпустили газеты, плакаты, приготовили рисунки, поделки, и узнали много интересного о наших птицах.
    - Но кто же такие птицы?
    5 чт. Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
    6 чт. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
    7 чт. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов огородов от вредных насекомых: короедов, листогрызов, плодожорок, грызунов.
    - Ребята, а как называются птицы, которые остаются зимовать рядом с нами и некуда не улетают? (зимующие)
    - Назовите, каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, сороки, вороны, синицы…)
    - А как называются птицы, которые улетают в теплые края? ( перелетные)
    - Назовите этих птиц.(скворцы, жаворонки, грачи, лебеди, ласточки…)
    - А кто же прилетает из теплых краев первым? Кто это, если он ….
    8чт:
    	Всех перелетных птиц черней, 
                    Враг личинок, друг полей,
                    Взад- вперед по пашне вскачь
                    И зовется птица - …(грач)

    9чт. Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строить гнезда.
    10 чт. Где и из чего грачи строят свои гнезда? Во- первых, очень высоко, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Так они меняются, иначе гнездо займет другая пара птиц.
    1 чт. - А это, что за птица?
    На шесте – дворец, 
    	                                      Во дворце – певец, 
    	                                      А зовут его ….(скворец)

    - А ребята из 1 «А» класса познакомят нас с этой птицей. Инсценировка по стихотворению Г.Ходырева «Скворец». (у всех участников на голове шапочки с изображением скворца)
    Скворец:
     Скворец – заботливый отец, 
                       Но чем унять скворчат?
                       Лишь выйдет из дому скворец,
                       Опять они кричат.
    1 скворушка:   Хочу букашку!
    2 скворушка:   Червячка!
    3 скворушка:    Хочу комарика!
    4 скворушка:    Жука!
    5 скворушка:    А мне бы до обеда хотя бы короеда!
     
    Скворец:	Скворец – заботливый отец, 
    	И все, что есть в меню, 
    	Из рощи в дом несет скворец
    	И кормит ребятню!
     (скворец раздает картинки с перечисленными насекомыми)

    - Правда скворцы очень заботливые родители? Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. Скворец еще и пересмешник, с поразительной схожестью он умеет передать все, что услышит в дальних своих странствиях. В концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.
    2 чт. - А это кто? Спереди - шильце, сзади – вильце, сверху – синее суконце, снизу – белое полотенце. ( ласточка)
    3чт. Ласточки прилетают в середине мая. Их легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. По полету ласточки можно определить погоду. Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал – его много: грязь, глина, а склеивается все слюной птицы.
    - А задумывались ли вы над тем, птиц называют по – разному, откуда взялись их имена? Ребята из 3 «Б» класса сейчас расскажут нам о некоторых из них.
    Птичьи портреты:
    - Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке, недалеко от вашего дома, надо знать.
    - Шумят, галдят с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся….. (звучит запись на компьютере «Птичьих голоса») Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают и образовались названия многих птиц.
    «Синь – Синь!» - посвистывает синица. «Чи – чи – чи» - вторит ей чиж. «Гра – гра!» - представляется грач. «Сквор – сквор» - поют скворцы.
    - Сойка или горихвостка – эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
    - Зяблик. Почему называется так птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. Зато, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
    - Клест. Название птицы произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как –будто сдавлен, сжат.
    - Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
    - Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от слова «чапати», то есть медленно передвигаться. Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап – чап! Чап – чап! Но ведь птицу то назвали цапля, а не чапля? Дело в том что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц].
    Физминутка
    - Ребята, кто знает, а как цапли добывают себе пищу, как охотятся? (ответы детей) - Давайте все встанем, немножко отдохнем. Представьте себя маленькими цаплями, стоим неподвижно, подняв одну ножку, держим равновесие, ни за что не держимся, и пока Вика читает стих про цаплю, попробуйте устоять и не упасть.
     Очень трудно так стоять,
                          Ножку на пол не спускать,
                          И не падать, не качаться,
                          За соседа не держаться.

    - Молодцы! А теперь поменяли ножку и снова стоим….(стихотворение читается 2-ой раз)
    - Ну вот, теперь вы сами убедились, как птицам трудно добывать себе пищу в природе.
    - Куда это птицы улетают каждую осень? – издавна спрашивал себя человек.
    1 чт. В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. В 18 веке один натуралист утверждал, что птицы улетают…. на Луну. Добираются будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому, что не находят еды.
    2 чт. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие, путешествуют, пристроившись на спинах больших.
    3 чт. Сейчас известно: как ни далек, ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда летят птицы?
    4 чт. Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и многие другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго – запад во Францию. А некоторые утки, кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров! Все это мы можем узнать от ученых, исследующих жизнь пернатых.
    -А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (ответы детей)
    - Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово.
    Кроссворд:
    1. Унее глаза большие,
       Хищный клюв -  всегда крючком. 
       По ночам она летает, 
       Спит на дереве лишь днем. (сова)
    2.Гнездо свое он в поле вьет,
       Где тянутся растения. 
       Его и песни и полет
       Вошли в стихотворения!
       Хочет прямо – полетит,
       Хочет – в воздухе висит,
       Камнем падает с высот
       И в полях поет, поет. (жаворонок)                                 
    3. Окраска – сероватая, повадка – вороватая.
       Крикунья хрипловатая – известная персона.
       Это…..ворона.
    4. Спинка – зеленоватая, 
       Животиком желтоватая, 
       Черненькая шапочка
       И полоска галстучка. (синица)
    5. Кто там прыгает, шуршит, 
       Клювом шишки потрошит?
       Голоском речистый,
       Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест)
    6. Он прилетает каждый год
        Туда, где домик его ждет.
        Чужие песни петь умеет, 
        А все же голос свой имеет. (скворец)
        
    7. Весь день рыбак в воде стоял,
       Мешок рыбешкой набивал.
       Закончил лов, забрал улов,
       Поднялся в высь -  и был таков. (пеликан)
    8. Прилетел к нам наконец
    Лучший наш певец.
    Дни и ночи напролет
    Он поет, поет, поет. (соловей)
     9.Сероспинный, красногрудый,
       В зимних рощах обитает,
      Не боится он простуды,
      С первым снегом прилетает. (снегирь)
    10.Это старый наш знакомый.
        Он живет на крыше дома
        Длинонногий, длинноносый,
        Длинношеий, безголосый.
        Он летает на охоту
        За лягушками, к болоту. (аист)
    11. Он в своей лесной палатке
        Носит пестренький халатик.
        Он деревья лечит, 
        Постучит – и легче. (дятел)

    - Вот и узнали мы, как называется наука, изучающая жизнь птиц.
    - Давайте прочтем все вместе – орнитология!
    Игра:
    - Молодцы, многих птиц вы знаете, а вот знаете ли вы, как они разговаривают?
    -Сейчас мы это проверим.
    Гуси	крякают
    Соловьи	кричат
    Журавли 	гогочут
    Утки	свистят
    Вороны	ухают
    Ласточки	воркуют
    Голуби 	каркают
    Синицы	щебечут
    Совы	пищат
    (стрелками соединяем подходящие слова)
    Просьба пернатых:
    - А сейчас, разговор и просьбу пернатых друзей расскажут нам ребята из 4 класса. Стихотворение З.Александровой.
    Пусть птицы нам поют без нот,
    Пускай поют без слов, 
    Я знаю все, о чем поют
    Щегол и реполов.
    
    Поют на ветке соловей,
    Малиновка и дрозд:
    Ты гнезда разорять не смей,
    Не трогай птичьих гнезд!
    
    Ты в наши гнезда не смотри,
    Не становись на пни,
    Яичек теплых не бери – 
    Зачем тебе они?
    
    Через неделю или две
    Зайди, послушай в сад    - 
    Птенцы в молоденькой листве 
    Тихонько запищат.
    
    Чтоб накормить своих птенцов,
    Набить едою рот,
    Найдут синицы червяков, 
    Ползущих в огород.
    
    Повсюду птицы полетят – 
    Они и там и тут.
    Всех гусениц, что портят сад,
    А яблонях найдут.
    
    От кровожадных комаров
    Покоя летом нет.
    Их пеночка и реполов
    Поймают на обед.
    
    И мы не будем разорять! –
    Вот слово всех ребят.
    Пусть птичьи песенки опять
    В саду у нас звенят.

    - А вот и песенка звучит, в которой мы обещаем нашим пернатым друзьям, не обижать их, а беречь и защищать. Все ребята исполняют песню «У дороги чибис», а учащиеся 4 класса ее инсценируют.
    Итог праздника:
    - Наш праздник подходит к концу и хочется спросить у ребят, что интересного вы узнали о птицах?
    - Что запомнили?
    Слово представляется самым маленьким ученикам нашей школы – первоклассникам.
    -Мы много интересного узнали сегодня на нашем празднике, и хотим обратиться ко всем ребятам нашей школы:
     
    Я узнал, что у меня есть огромная родня:
    И тропинка, и лесок,
    В поле – каждый колосок,
    Звери, птицы, и жуки
    Муравьи и мотыльки…
    Все, что рядышком со мною, - 
    Это все мое родное!
    Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

    - Наблюдайте за пернатыми друзьями!
    - Слушайте их, помогайте им!
    - Птицы приносят огромную пользу!
    - Радуют всех своими голосами!
    - Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!
    - Ребята, совсем скоро ласковое солнышко согреет землю, не за горами летние каникулы. Окружающая природа позовет нас на экскурсии, в походы…А как мы должны вести себя на природе, какие правила должны соблюдать, расскажут нам ученики 3 «А» класса. Итак, им предоставляем слово:
    1 уч. – Ребята, Прислушивайтесь к голосам птиц и умейте их различать!
    2 уч. – Ребята, смотрите в небо, и вы увидите, как красивы птицы в полете!
    3 уч. – Ребята, пожалуйста, не ломайте ветви деревьев и кустарников!
    4 уч. – Ребята, не рвите в поле и на лугу цветов, пусть цветы радуют нас! Помните! Можно составить букет из цветов, которые выращены человеком!
    5 уч. – Ребята, не оставляйте мусор на лужайке или у речки! Не оставляйте, непогашенных костров, все это грозит большой бедой для природы!
    6 уч. – Если мы хотим услышать пение птиц, то не нужно кричать.
    7 уч. – Ребята, если вы увидите на дереве птицу, не прогоняйте ее!
    8 уч. – Если вы увидите в походе, лежащего на земле птенца, не трогайте его, лучше обойдите стороной!
    9 уч. – Ребята, никогда не берите в лес собаку, она может найти кладку и разрушить ее.
    10 уч.- Пожалуйста, ребята, не загрязняйте воду! Пусть наша река Маныч и все реки на Земле остаются чистыми.
    11 уч.- Ребята, берегите все живое на Земле!
    12 уч.- Ребята, пусть страницы «Красной книги» становятся все меньше и меньше!
    Исполнение песни учащимися 3 «А» класса - «Радуга» >Акция «Скворечник» Ученики 2 «А» и 3 «А» классов приняли самое активное участие в акции «Скворечник», посмотрите сколько прекрасных домиков они сделали с родителями для наших пернатых друзей. И сейчас, с каждого класса пойдут представители начальной школы, чтобы развесить скворечники в парке нашей школы и в парке «Дружбы». Пусть птицы прилетают к нам и радуют нас своими веселыми песнями.

    <НАЧАЛО>

    Hosted by uCoz