Нашествие персидских войск на Элладу.
Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты.
Оборудование урока: компьютер и проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Победа греков над персами в Марафонской битве.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
План:
1. Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса.
2. Подготовка эллинов к новой войне.
3. Создание Афинского морского союза.
4. Бой в Фермопильском ущелье.
5. Саламинское сражение.
6. Битва у города Платеи.
7. Значение победы греческих полисов над персами.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Победа греков над персами в Марафонской битве».
1. Подготовка устного ответа по карточке.
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»
Для этого вспомни:
- Почему в начале V в. до н. э. Дарий I решил завоевать Элладу?
- Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария I?
- Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?
- Как повели себя жители Спарты?
- Какую помощь оказали жители города Платеи?
- Как построились войска греков? Как они сражались?
Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?
Примерный ответ учащегося.
В начале V века до н.э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решились встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как безумные. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.
2. Работа с классом.
2. Изучение новой темы.
Рассказ учителя. Персы не могли примириться со своим поражением в Марафонской битве. После смерти Дария Первого к войне с греками стал готовиться его сын
Ксеркс.Он не жалел золота и сил для создания новой армии, способной одержать победу над войсками греческих полисов. Со всех концов огромного Персидского царства к берегам Греции стягивались корабли и припасы.
К сражению были готовы 200 тысяч персидских воинов и мощный флот. Послам персидского царства удалось подкупить аристократию некоторых греческих городов и добиться их поддержки. Над Элладой снова нависла смертельная опасность.
Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. Это понимал умный и энергичный гражданин Афин Фемистокл.
Ксеркс особенно хотел отомстить за поражение в Марафонской битве Афинам. Жители города были непримиримыми врагами персов.
Фемистокл был убежден в том, что грекам необходим новый флот. Выступая на Народном собрании, он предложил, не жалея серебра и золота, построить двести быстроходных судов – триер, и подготовить для них команды из афинских
бедняков.Греки послушались его совета. Вскоре у афинян появился прекрасный флот, состоящий из лучших судов того времени, которыми управляли тренированные команды гребцов.
К началу новой войны 30 эллинских полисов объединились в союз, чтобы дать отпор войскам персидского царя. Союз был назван Пелопонесским (Афинским).
Ранней весной 480 года до н.э. Ксеркс повёл свои войска к берегам Греции. Персам предстояло переправиться через узкий пролив, отделяющий Европу от Азии. Для этого они быстро построили мосты, соединяющие два берега. Но разразилась буря, и один из мостов рухнул.
Разгневанный Ксеркс приказал отрубить головы строителям. Персидский царь считал, что не только люди, но и природа должна повиноваться ему. Он велел наказать море. Персидские палачи должны были отхлестать строптивые воды кнутами, повторяя: «О, ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдет тебя, желаешь ты того или нет!». Чтобы море помнило грозного царя, персы бросили в его волны кандалы. Затем они продолжили переправу, и через 7 дней огромное персидское войско вторглось в Северную Грецию.
Греки ещё не могли вызвать персов на решающее сражение – слишком неравны были их силы по сравнению с армией Ксеркса. Но они хотели хотя бы преградить его войску путь вглубь Греции.
Поэтому они решили небольшим отрядом дать первое сражение у Фермопильского ущелья, по которому проходила единственная дорога из Северной Греции в Среднюю Грецию, к Афинам. Греки быстро построили оборонительные стены и башни. К Фермопилам греческие полководцы послали отряд, в котором было всего лишь несколько тысяч воинов.
Командовал им спартанский царь Леонид.Он так умело направлял действия своих воинов, что огромная армия персов целых четыре дня пытались завоевать ущелье, которое защищал
только небольшой отряд. Охваченные страхом персидские воины перестали подчиняться своим полководцам, и их гнали в атаку ударами кнутов. Ксеркс был в ярости: его необъятная
армия терпела поражение. Но в это время к персидскому пробрался местный житель, который за крупную сумму был согласен показать персам, как обойти ущелье. Ксеркс щедро
наградил предателя и послал в тыл к грекам отряд своих воинов. Узнав об этом от разведчиков, Леонид решил спасти свой отряд и приказал ему отступать.
Сам же полководец и 300 спартанцев, которым древний закон Спарты запрещал уходить с поля боя, остались в ущелье, чтобы прикрыть уходящих греков.
В яростной схватке спартанцы проявили величайшую доблесть и мужество. Когда ломались мечи и копья, они дрались руками и зубами. Ни один из них не остался в живых
Подвиг спартанцев греки помнили на протяжении многих веков. На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки своего лучшего поэта, посвященные погибшим героям: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: Верны мы законам своим, мы здесь костьми полегли».
Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 году до н.э. стала в мировой истории символом воинского мужества.
Вопрос классу: Почему именно спартанцы остались в ущелье, прикрывая отход греческого войска?
Примерный ответ ученика: Спартанцы остались в ущелье, прикрывая отход греческого войска, потому что древний закон Спарты запрещал уходить с поля боя.
Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Оставляя за своей спиной разрушенные селения, сожженные поля и сады, персы прошли Аттику и приблизились к Афинам. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню. Несмотря на то, что почти вся Греция находилась в руках персов, греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Настал момент для решающего сражения.
Он так умело направлял действия своих воинов, что огромная армия персов целых четыре дня пытались завоевать ущелье, которое защищал только небольшой отряд. Охваченные
страхом персидские воины перестали подчиняться своим полководцам, и их гнали в атаку ударами кнутов. Ксеркс был в ярости: его необъятная армия терпела поражение. Но в это
время к персидскому пробрался местный житель, который за крупную сумму был согласен показать персам, как обойти ущелье. Ксеркс щедро наградил предателя и послал в тыл к
грекам отряд своих воинов. Узнав об этом от разведчиков, Леонид решил спасти свой отряд и приказал ему отступать.
Сам же полководец и 300 спартанцев, которым древний закон Спарты запрещал уходить с поля боя, остались в ущелье, чтобы прикрыть уходящих греков
В яростной схватке спартанцы проявили величайшую доблесть и мужество. Когда ломались мечи и копья, они дрались руками и зубами. Ни один из них не остался в живых
Подвиг спартанцев греки помнили на протяжении многих веков. На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки своего лучшего поэта, посвященные погибшим героям: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: Верны мы законам своим, мы здесь костьми полегли».
Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 году до н.э. стала в мировой истории символом воинского мужества.
Вопрос классу: Почему именно спартанцы остались в ущелье, прикрывая отход греческого войска?
Примерный ответ ученика: Спартанцы остались в ущелье, прикрывая отход греческого войска, потому что древний закон Спарты запрещал уходить с поля боя.
Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Оставляя за своей спиной разрушенные селения, сожженные поля и сады, персы прошли Аттику и приблизились к Афинам. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню. Несмотря на то, что почти вся Греция находилась в руках персов, греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Настал момент для решающего сражения.
Участником Саламинской битвы был великий греческий поэт Эсхил, который впоследствии описал в стихах этот бой.
Задание: Что из изображенного на картине соответствует описанию Эсхила? Подчеркните.
Вопрос классу: Почему греки одержали победу в Саламинской битве?
Примерный ответ ученика: Персидские корабли были тяжелые и неповоротливые, приспособленные для плавания в открытом море, а греческие триеры – гораздо меньше по размеру, неглубоко сидят в воде, легко могли пройти среди скал и мелей. Поэтому греческий флот, уступающий по численности, смог разгромить персидские корабли.
Осознав, что потерпел поражение, Ксеркс опасался, что греки отрежут ему путь обратно в Персию. Он быстро собрал остатки флота и войско и переправился обратно в Азию.
В Греции он оставил только несколько отрядов во главе с опытными полководцами. Эти отряды разместились в Беотии – соседней области Аттики. Аристократы Беотии были подкуплены персами. Персидскому войску удалось совершать нападения на селения Аттики и даже на Афины. Тогда греки решили вызвать персов на бой и разбить их войско.
Местом сражения были выбраны окрестности города Платеи. Войском греков командовал выдающийся спартанский военачальник Павсаний.
Битва при Платеях, которая произошла в 479г. до н.э., стала образцом военного искусства и мастерства. Обе армии были примерно равны по численности. Греки выстроились фалангой и нанесли мощный удар по лучшей части персидского войска. В бою погиб полководец персов. Грекам не стоило большого труда разбить оставшуюся часть войска. Сражение при Платеях завершило войну греков с персами на Балканском полуострове
Победа в войнах досталась грекам не случайно. Персидские цари старались захватить чужую территорию и силой заставляли сражаться в своем войске жителей покоренных территорий. Греки же защищали свою родину и свою свободу. Поэтому они шли на бой с особым воодушевлением. Сплоченность греческих полисов помогла победить страшного врага, намного превосходящего их силой.
IV. Закрепление изученного материала.
Заполнить таблицу «Греко – персидские войны».
Вопрос классу:
Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?
Примерный ответ ученика:
Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.
Вопрос классу:
Какое значение имели эти крупные военные сражения?
Примерный ответ ученика:
В ходе этих сражений греки смогли отстоять свою независимость.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение: «Саламинская битва глазами её участников».
VI. Рефлексия.
|