Законы тока для всех важны, законы тока всем нужны! .
Тип урока: вторичное закрепление и развитие знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
Образовательные:
1) закрепить знание закона Ома для участка цепи;
2) закрепить закономерности последовательного и параллельного соединения проводников;
3) закрепить понятие мощности и работы электрического тока;
4) убедиться, что при параллельном соединении потребителей тока потребляемая мощность электрического тока больше, чем при последовательном соединении;
5) отработать практические навыки по сборке электрической цепи и измерения силы тока и напряжения на различных участках цепи.
Развивающие:
Совершенствовать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, систематизировать, разрешать проблемы, применять знания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, добросовестность, трудолюбие, ответственность, настойчивость в достижении цели, коммуникативность.
Необходимое оборудование: комплекты приборов на рабочих столах: источник питания, электрические лампы (4 шт.), ключи (2 шт.), соединительные провода.
Ход урока.
I . Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
Учитель: представьте себе, что на летних каникулах вы всем классом отправились в поход и на ночлег решили остановиться в заброшенном доме, в котором нет освещения. Восстановить освещение вы можете, так как вы изучали законы электрического тока. Итак, перед вами стоит практическая задача: восстановить освещение двух помещений, в каждом из которых должно гореть по две лампы.
III этап. Актуализация знаний и познавательной деятельности в ходе фронтальной беседы.
Что потребуется нам для решения практической задачи?
Какие виды соединений потребителей тока вы помните?
Вспомните закономерности этих соединений.
Что заставляет упорядоченно двигаться свободные электроны в металлическом проводнике?
В какую энергию превращается работа поля в электрической лампе?
Какая величина определяет яркость лампы включенной в цепь?
IV этап. Решение практической задачи.
Итак, решая практическую задачу, необходимо учитывать два условия: обеспечить удобство в использовании освещения; обеспечить максимальную освещенность.
1. Учитель: предлагаю сосредоточиться на первом требовании. Как можно было бы соединить лампы и ключи, чтобы освещение в каждой комнате включалось отдельно и в каждой комнате горело по две лампы? Нарисуйте проект освещения двух помещений, удовлетворяющий нашим требованиям. Время ограничено – 1,5 мин. (Учащиеся работают самостоятельно: парами или объединившись в группы).
2. После обсуждения проектов приходим к выводу, что оптимальными в использовании будут два проекта:
3. Учитель: предлагаю провести исследование, чтобы выяснить какой из проектов является более эффективным, т.е. будет удовлетворять второму условию. Для проведения
исследования потребуются различные виды деятельности: конструкторские для сборки электрической цепи, инженерные для проведения теоретических расчетов и
выводов и экспериментаторские для проведения измерений и расчетов. Каждый из вас обладает теми или иными способностями и может выбрать работу по душе. Чтобы ваша
исследовательская работа была скорой и слаженной, распределитесь на группы и внутри групп распределите обязанности: инженер, конструктор, испытатель. Для каждого вида
деятельности подготовлены подробные инструкции.
Инструкция к действию КОНСТРУКТОРА. 1. Из имеющихся приборов выберите те, которые необходимы для осуществления вашего проекта.
2. Соберите электрическую цепь согласно схеме.
3. Пригласите преподавателя для проверки собранной цепи.
4. Проверьте работу электрической цепи, учитывая условия:
a) Освещение в каждом из двух помещений включается отдельно;
b) Каждое помещение освещается двумя лампами.
Примечание: соблюдайте правила техники безопасности!!!
Инструкция к действию ИНЖЕНЕРА. Цель: оценить потребляемую мощность электрического тока в вашей цепи.
Пути достижения цели:
1. Приняв сопротивление одной лампы равным Rл определите:
a) электрическое сопротивление в первом помещении (R1).
b) электрическое сопротивление во втором помещении (R2).
c) общее электрическое сопротивление цепи (Rоб).
2. Выразите мощность электрического тока через напряжение источника тока (U) и общее сопротивление цепи (Rоб).
3. Все теоретические выводы запишите на доске.
Инструкция к действию ИСПЫТАТЕЛЯ.
1. Начертите схему электрической цепи, согласно вашему проекту.
2. Включите амперметр в цепь, собранную конструктором и измерьте общую силу тока в цепи.
Примечание: при включении амперметра соблюдайте полярность.
3. В цепи, собранной конструктором измерьте общее напряжение, подключив вольтметр параллельно источнику питания в рабочем режиме.
Примечание: при включении вольтметра соблюдайте полярность.
4. Вычислите потребляемую мощность электрического тока в вашей цепи.
P=I*U
4. Учащиеся работают в группах. При необходимости они могут общаться между собой, так как над одним и тем же проектом работает несколько групп. По завершению работы группы демонстрируют работу своих проектов и представляют результаты своих исследований, которые позволяют сделать общий вывод в конце урока: при параллельном соединении электрических ламп (проект Б.) потребляемая мощность тока больше и лампы горят ярче.
IV этап. Рефлексия.
Учитель: Вы справились с серьезной практической задачей. Что обеспечило вам успех в вашей работе? В чем вы испытывали затруднения?
Учащиеся высказывают мнения, что успех определяют знания, практические навыки, коллективное творчество, сотрудничество, взаимопомощь.
|