школа
Ростовская обл., г.Пролетарск, ул.Первомайская №66
Главная О нас Воспитательная работа Здоровьесбережение Проекты Классные странички Творческая мастерская учителей

Строение атома. Объяснение электрических явлений.

Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
1) Сформировать понятие планетарной модели атома;
2) сформировать понятие положительного и отрицательного иона;
3) доказать, что в процессе трения происходит перераспределение электрических зарядов между соприкасающимися телами;
4) доказать, что в металлах электрический заряд переносится электронами;
5) доказать, что в металлах электроны двигаются свободно.
Развивающие: Совершенствовать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, систематизировать, разрешать проблемы, применять знания.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Необходимое оборудование: два электроскопа, металлическая проволока, гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити, эбонитовая и стеклянная палочки, шелковая и шерстяная ткани.
Ход урока.
I . Организационный этап.
II этап. Актуализация знаний и познавательной деятельности в ходе фронтальной беседы.
На предыдущих уроках мы начали изучать тему «Электрические явления» и познакомились с такими терминами как «электризация», «электрический заряд», «электрон». Вспомним основные понятия. Ответьте на следующие вопросы.
- Что значит «наэлектризовать тело»?
- Перечислите и продемонстрируйте способы электризации.
- Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
- Как взаимодействуют заряженные тела? Продемонстрируйте эти взаимодействия на опыте.
Итак, после знакомства с основными понятиями следующим этапом в изучении физических явлений является их объяснение. То есть мы должны задаться вопросом «почему» то или иное явление происходит так, а не иначе. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить «Почему все тела можно наэлектризовать трением?»
III этап. Усвоение новых знаний.
Первый шаг в решении этой проблемы нами уже сделан. Вы знаете, что в природе существует элементарная частица, имеющая отрицательный заряд. Это электрон. Где же находится электрон? В ходе беседы учащиеся высказывают гипотезу: так как трением можно наэлектризовать любое тело, то, очевидно, эта частица входит во внутреннее строение тел, то есть, находится внутри атома. Опыты по исследованию состава и строения атома проводил Э. Резерфорд. В результате своих исследований он пришел к выводу о планетарной модели атома. Какие ассоциации вызывает у вас слово «планетарная»? Выслушав мнения учащихся, сообщаю им о строении атома: в центре атома находится ядро – положительно заряженная частица, в которой сосредоточена практически вся масса атома, а вокруг него двигаются электроны. Почему атом - электрически нейтральная частица? Учащиеся без труда делают вывод, что заряд ядра равен суммарному заряду электронов. Ядро атома – не неделимая частица. Ядро состоит из протонов – положительно заряженных частиц с зарядом равным по абсолютному значению заряду электрона и нейтронов – электрически нейтральных частиц.
Предлагаю учащимся нарисовать модели атомов некоторых химических элементов. Выполняя это задание, учащиеся догадываются, что в атоме число протонов в ядре равно числу электронов, движущихся вокруг ядра, так как заряд ядра равен заряду всех электронов
Электроны слабо связаны с ядрами и могут покидать свои атомы и присоединяться к другим атомам. Частица, в которой не достает хотя бы одного электрона называется положительным ионом. Частица, в которой избыточное число электронов, называется отрицательным ионом.
IV этап. Закрепление новых знаний.
Разделив класс на четыре рабочие группы, предлагаю на основе знаний о строении атома объяснить следующие электрические явления, продемонстрировав их на опыте:

  • Образование разноименных электрических зарядов равных по модулю у двух тел в результате трения;
  • Передача электрического заряда от заряженного электроскопа к незаряженному по металлической проволоке;
  • Взаимодействие лёгкой гильзы из фольги с заряженной эбонитовой (стеклянной) палочкой;
  • Передача электрического заряда при прикосновении.

  • Каждая группа получает последовательность вопросов, ответив на которые , они получат основные выводы.
    Завершив самостоятельную работу в группах, представители групп демонстрируют опыты и объясняют наблюдаемые явления. В результате получаем выводы:
  • в процессе трения происходит перераспределение электрических зарядов между соприкасающимися телами;
  • в металлах электрический заряд переносится электронами;
  • в металлах электроны двигаются свободно.

  • V этап. Подведение итогов урока и информация учащихся о домашнем задании.