Строение атома. Объяснение электрических явлений.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
1) Сформировать понятие планетарной модели атома;
2) сформировать понятие положительного и отрицательного иона;
3) доказать, что в процессе трения происходит перераспределение электрических зарядов между соприкасающимися телами;
4) доказать, что в металлах электрический заряд переносится электронами;
5) доказать, что в металлах электроны двигаются свободно.
Развивающие:
Совершенствовать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, систематизировать, разрешать проблемы, применять знания.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении цели.
Необходимое оборудование: два электроскопа, металлическая проволока, гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити, эбонитовая и стеклянная палочки, шелковая и шерстяная ткани.
Ход урока.
I . Организационный этап.
II этап. Актуализация знаний и познавательной деятельности в ходе фронтальной беседы.
На предыдущих уроках мы начали изучать тему «Электрические явления» и познакомились с такими терминами как «электризация», «электрический заряд», «электрон». Вспомним основные понятия. Ответьте на следующие вопросы.
- Что значит «наэлектризовать тело»?
- Перечислите и продемонстрируйте способы электризации.
- Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
- Как взаимодействуют заряженные тела? Продемонстрируйте эти взаимодействия на опыте.
Итак, после знакомства с основными понятиями следующим этапом в изучении физических явлений является их объяснение. То есть мы должны задаться вопросом «почему» то или иное явление происходит так, а не иначе. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить «Почему все тела можно наэлектризовать трением?»
III этап. Усвоение новых знаний.
Первый шаг в решении этой проблемы нами уже сделан. Вы знаете, что в природе существует элементарная частица, имеющая отрицательный заряд. Это электрон.
Где же находится электрон?
В ходе беседы учащиеся высказывают гипотезу: так как трением можно наэлектризовать любое тело, то, очевидно, эта частица входит во внутреннее строение тел, то есть, находится внутри атома.
Опыты по исследованию состава и строения атома проводил Э. Резерфорд. В результате своих исследований он пришел к выводу о планетарной модели атома. Какие ассоциации вызывает у вас слово «планетарная»? Выслушав мнения учащихся, сообщаю им о строении атома: в центре атома находится ядро – положительно заряженная частица, в которой сосредоточена практически вся масса атома, а вокруг него двигаются электроны.
Почему атом - электрически нейтральная частица? Учащиеся без труда делают вывод, что заряд ядра равен суммарному заряду электронов.
Ядро атома – не неделимая частица. Ядро состоит из протонов – положительно заряженных частиц с зарядом равным по абсолютному значению заряду электрона и нейтронов – электрически нейтральных частиц.
Предлагаю учащимся нарисовать модели атомов некоторых химических элементов. Выполняя это задание, учащиеся догадываются, что в атоме число протонов в ядре равно числу
электронов, движущихся вокруг ядра, так как заряд ядра равен заряду всех электронов
Электроны слабо связаны с ядрами и могут покидать свои атомы и присоединяться к другим атомам. Частица, в которой не достает хотя бы одного электрона называется положительным ионом. Частица, в которой избыточное число электронов, называется отрицательным ионом.
IV этап. Закрепление новых знаний.
Разделив класс на четыре рабочие группы, предлагаю на основе знаний о строении атома объяснить следующие электрические явления, продемонстрировав их на опыте:
Образование разноименных электрических зарядов равных по модулю у двух тел в результате трения;
Передача электрического заряда от заряженного электроскопа к незаряженному по металлической проволоке;
Взаимодействие лёгкой гильзы из фольги с заряженной эбонитовой (стеклянной) палочкой;
Передача электрического заряда при прикосновении.
Каждая группа получает последовательность вопросов, ответив на которые , они получат основные выводы.
Завершив самостоятельную работу в группах, представители групп демонстрируют опыты и объясняют наблюдаемые явления. В результате получаем выводы:
в процессе трения происходит перераспределение электрических зарядов между соприкасающимися телами;
в металлах электрический заряд переносится электронами;
в металлах электроны двигаются свободно.
V этап. Подведение итогов урока и информация учащихся о домашнем задании.
|