Ростовская обл., г.Пролетарск, ул.Первомайская №66 |
|
|||||||
Применение уравнения теплового баланса для решения задач. Тип урока: закрепление изученного материала.
Карточка 2. Карточка 3. Карточка 4. III этап. Решение задач. Каждая группа получает карточку с задачей и алгоритм решения задачи и приступает к решению. Задача 1. В калориметр, содержащий воду массой 0,25 кг при температуре 25ºС, впускают водяной пар массой 10 г при температуре 100ºС. Какая температура установится в калориметре, если его теплоемкость 1000 Дж/К? Задача 2. Для определения удельной теплоты плавления олова в калориметр, содержащий 330 г воды при 7ºС, влили 350 г расплавленного олова при температуре затвердевания, после чего а калориметре, теплоемкость которого 100 Дж/К, установилась температура 32ºС. Определить значение удельной теплоты плавления олова по данным опыта. Задача 3. В стальной калориметр массой 300 г налили 1,5 л воды при 17ºС. Вводу опустили кусок мокрого снега массой 200 г. Когда снег растаял, установилась температура 7ºС. Какое количество воды было в комке снега? Алгоритм решения: 1. Установите, какие тела участвуют в теплообмене. 2. Определите, в каком агрегатном состоянии будет находиться вещество в калориметре после установления теплового равновесия? 3. Какие тепловые процессы протекают в этой системе. 4. Определите, какие из установленных тепловых процессов протекают с поглощением энергии, а какие с выделением энергии? 5. Запишите уравнение теплового баланса. 6. Решите это уравнение относительно искомой величины. 7. Оцените полученный результат: насколько он соответствует реально возможному. На решение задач группам отводится около 10 минут. Учитель в это время может консультировать или контролировать правильность рассуждений. Готовые решения записываются на доске и комментируются представителями от групп (одним или несколькими по отдельным этапам решения). IV этап. Подведение итогов урока, инструктаж учащихся по домашнему заданию. Оценки выставляют сами ученики внутри своих групп, с обязательным их обоснованием. Учитель может вносить поправки, также обосновывая их. Задача 4. В калориметр массой 75 г при температуре 5ºС налили жидкость массой 32 г, имеющей температуру 20ºС. Когда в калориметре установилась температура 15ºС, в него опустили медную гирю массой 400 г, имеющую температуру 8ºС. После этого температура в калориметре стала 12ºС. Определить удельные теплоемкости материала калориметра и жидкости. |