Ростовская обл., г.Пролетарск, ул.Первомайская №66 |
|
|||||||
Изучение свободного падения тел. Тип урока: урок изучения нового материала.
• Сформировать понятие «свободное падение тел»; • Определить вид движения; • Сформировать понятие «ускорение свободного падения»; • Определить особенности свободного падения тел; • Определить способы решения основной задачи механики при свободном падении. Развивающие: Совершенствовать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, систематизировать, разрешать проблемы, применять знания. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Оборудование: программное обеспечение компьютера, проектор, мультимедийный экран. Ход урока. I. Организационный этап. II. Актуализация мыслительной деятельности. 1. Сообщаю учащимся тему урока «Изучение свободного падения тел» и прошу их привести примеры механических движений, которые по их представлению можно назвать свободным падением. В результате такой дискуссии приходим к выводу, что свободное падение – движение тела под действием силы тяжести. 2. Предлагаю учащимся просмотр видеоролика «Изучение вертикального падения тела» (Учебное электронное издание. Физика 7-11. @Физикон) После просмотра предлагаю учащимся в ходе фронтальной беседы ответить на ряд вопросов: • К какому виду движения относится падение тела? (Ускоренное движение) • Что является причиной ускорения тела? (Действие силы) • Какая сила в данном случае сообщает телу ускорение? (Сила тяжести) • Что можно сказать о силе тяжести, действующей на тело в данном месте Земли?После обсуждения прошу сделать вывод и записать его: Свободное падение – равноускоренное движение. 3. Ставлю перед учащимися задачу определить численное значение ускорения падающего тела. В результате обсуждений учащиеся приходят к выводу, что вычислить ускорение можно, зная перемещение тела и время его движения из состояния покоя. На основе результатов измерений, приведенных в учебнике на рисунке 27 §13, получаем значение ускорения ≈9,8 м/с2. 4. Постановка учебной проблемы. Предлагаю учащимся посмотреть несколько экспериментов и высказать свои предположения по вопросу: зависит ли ускорение свободно падающего тела от массы тела, плотности и формы? - Эксперимент 1: падение с одинаковой высоты двух тел разной массы (мяч и кусочек ваты); - Эксперимент 2: падение двух тел равной массы, но разной формы (два листа бумаги: ровный лист и скомканный). III. Усвоение новых знаний. 1. Выслушиваю мнения учащихся по поводу поставленной проблемы и предлагаю им просмотр видеоролика «Изучение свободного падения тел». Учебное электронное издание. Физика. @Физикон) Обобщая результаты наблюдений и результаты эксперимента, продемонстрированного на видеоролике, учащиеся сами формулируют общий вывод: если нет сопротивления воздуха, то все тела независимо от их массы падают с одинаковым ускорением. (g=9,8 м/с2). 2. Анализ свободного падения тел на основе имеющихся знаний. В ходе фронтальной беседы, опираясь на справочный материал, накопленный в кабинете (стенды, в которых отражены основные закономерности, изучаемые в каждом классе, по каждой теме), получаем основные кинематические зависимости, описывающие свободное падение тел. Повторяю эксперимент с падением мяча и кусочка ваты и прошу объяснить наблюдаемое явление. Учащиеся без затруднений высказывают мысль, что на тела действуют одновременно две силы (сила тяжести и сила трения) и движение тела определяется их равнодействующей. В результате фронтальной беседы получаем следующую схему и формулируем вывод: в условиях земной атмосферы движение тела можно считать движением с ускорением свободного падения, если сила трения пренебрежимо мала. IV. Закрепление. Предлагаю учащимся описать движения некоторых тел под действием силы тяжести на основе Презентации «Свободное падение» (MS Power point). На слайдах демонстрируются движения тел и формулируются задачи. Каждый ученик решает поставленную задачу самостоятельно, но в случае возникших затруднений может воспользоваться подсказками, заготовленными на последующих слайдах. В результате такой организации работы каждый ученик успешно завершает задание. IV. Закрепление. Предлагаю учащимся описать движения некоторых тел под действием силы тяжести на основе Презентации «Свободное падение» (MS Power point). На слайдах демонстрируются движения тел и формулируются задачи. Каждый ученик решает поставленную задачу самостоятельно, но в случае возникших затруднений может воспользоваться подсказками, заготовленными на последующих слайдах. В результате такой организации работы каждый ученик успешно завершает задание. |